среда, 13 февраля 2013 г.

конвенция о 4 сентября 1958

В новейшее время пиратство, естественно, уже не имело такого размаха. Однако к категории пиратства можно отнести нападения в 1936 1939 гг.германских и итальянских подводных лодок в Средиземном море на советские торговые суда, которые направлялись в республиканскую Испанию. Да и в годы Второй мировой войны субмарины стран оси нападали на британские морские конвои, следовавшие с военной и гуманитарной помощью в Мурманск и Архангельск. Хотя, конечно, это уже была война, а у нее свои законы.

Второй район международного пиратства сложился в Индийском океане и южных морях. Португальцы, которые появились здесь первыми из европейцев, начали свою деятельность как типичные пираты с нападений на торговые суда арабов и индийцев. Затем появились голландцы, англичане, французы, которые стали грабить и топить не только местные суда, но и корабли европейских стран-конкурентов. В первую очередь это относилось к Голландской Ост-Индской компании, перевозившей в Европу пряности с Молуккских островов. В дальнейшем сюда перекочевала и часть флибустьеров Карибского моря. Опорные базы пиратов возникли фактически на всем пути следования торговых судов от Мадагаскара до Индостана, Малакки и Японии.

Такое внимание пиратов к Карибскому морю легко объяснимо. Испанию связывали с ее колониями в Америке только морские пути. Ежегодно из Севильи в эти колонии выходили два флота так тогда называли большие трансатлантические караваны судов, груженые европейскими товарами. А обратно они возвращались из Гаваны с грузом золота («золотой флот») и серебра («серебряный флот»), которые и привлекали пиратов всех мастей. В Карибском море было два главных пиратских центра. Один из них маленький остров Тортуга («Черепаха»), расположенный у северного побережья Эспаньолы (Гаити), откуда пираты совершали свои набеги на испанские караваны. А второй остров Ямайка, где концентрировались английские пираты. Самый прославленный из них, Генри Морган, выступал в роли не только морского пирата, но фактиче]ски и полководца, которому приходилось брать штурмом испанские торговые города.

Памятник сэру Фрэнсису Дрейку в английском Плимуте городе, где он в сентябре 1580 г. впервые ступил на родную землю после кругосветного путешествия.

В эпоху Великих географических открытий было два главных района морского пиратства. Уже с середины XVI в. важнейшим из них становится Карибское море, не случайно получившее прозвище Флибустьерского. «В Флибустьерском дальнем синем море бригантина поднимает паруса» это строка из песни Павла Когана «Бригантина», которая была своего рода гимном географов МГУ в мои далекие студенческие годы. Именно в этом море Роберт Льюис Стивенсон разместил свой знаменитый «Остров сокровищ». Именно о нем французский писатель Густав Эмар написал свой роман «Пираты», а другой француз, Жорж Блон, подробно рассказал в своей книге «Великий час океанов» . Многие, наверное, помнят и недавний фильм «Пираты Карибского моря», хорошо передающий атмосферу времен флибустьеров.

Весьма активными были и французские пираты, особенно каперы и корсары. Выходя из Дьепа, Ла-Рошели и других портов, они нападали на испанские суда у берегов Пиренейского полуострова, а затем и у Азорских островов на португальские суда с азиатскими пряностями. ФактическиP морским пиратом был и первооткрыватель Канады Жак Картье. А Голландская Вест-Индская компания вообще имела преимущественно пиратский характер, всего она захватила более 500 испанских судов.

Наибольший размах в XVI первой половине XVII в. приобрело английское пиратство, специа]лизировавшееся на контрабандной торговле с испанскими колониями в Латинской Америке и их грабеже. «Значение пиратства для Англии, пишет классик отечественной экономической географии И.А. Витвер, можно сравнить со значением конкистадоров для Испании, только завоевывали они не сушу, а море». Среди английских пиратов того времени самым знаменитым был «пират Ее Величества королевы Елизаветы I» Фрэнсис Дрейк. Собственно, и свое знаменитое плавание на «Золотой лани» в 1577 1580 гг., ставшее вторым после плавания Магеллана кругосветным путешествием, он задумал и осуществил как чисто пиратское предприятие по разграблению испанских колоний. Через несколько лет Дрейк совершил еще одну военно-пиратскую экспедицию, в Вест-Индию, где разграбил и уничтожил многие испанские города и сжег десятки судов.

Разновидности изображений на пиратских флагах

С началом Нового времени география морского пиратства сильно изменилась. В ходе Великих географических открытий оно вышло на просторы Мирового океана. В это же время сформировалась и его «производственная структура». Среди пиратского братства стали различать флибустьеров и буканьеров вольных охотников (слово «флибустьер» буквально означает «свободный добытчик»), которые действовали на свой страх и риск. От них несколько отличались корсары и каперы, которые не только не стояли вне закона, но имели своего рода лицензию от государя или правительства «добывать» торговые суда противника. Но и те и другие несли на своих мачтах «Веселого Роджера» черный флаг с изображением черепа и перекрещенных костей. Дизайн флага существенно различался у разных пиратов, иногда его составной частью были песочные часы (символ быстротечности времени и близости смерти), изображения скелета, сабель, пронзенного сердца. Иногда цвет фона пиратского флага был не черным, а кроваво-красным.

После распада Римской империи, в Средние века, Средиземное море на протяжении еще почти тысячи лет оставалось главным районом морского пиратства. После арабских завоеваний и ослабления Византийской империи морское пиратство здесь снова стало возрастать. Пират]ские гнезда арабов возникли в Тунисе, на Мальте, Сардинии, Сицилии, Корсике. А в IX в. арабы-мавры перешли к новой тактике, начав нападать уже не на суда, а на прибрежные города. Так были разграблены Рим, Генуя, Марсель, Тулон, Ницца, уцелела лишь Венеция. Пиратство продолжалось и в эпоху крестовых походов, и в эпоху господства Османской империи, когда его центр переместился в Алжир и Марокко, где в рабстве удерживались тысячи захваченных пиратами христиан. В 1575 г. в плен к алжир]ским пиратам попал будущий великий испанский писатель Сервантес, которого удалось выкупить только через пять лет. Франция и Англия выплачивали Алжиру ежегодную дань за право свободного плавания своих торговых судов по Средиземному морю.

В начале XVIII в. «Веселый Роджер» впервые попал на страницы печатного издания. Гравюра с изображением известного пирата Стэда Боннета на фоне судна с пиратским флагом появилась в книге «История и деятельность всех наиболее известных пиратов и их команд», вышедшей в свет в 1734 г.Изображение с сайта

Хайр-ад-Дин Барбаросса известный турецкий пират первой половины XVI в., правитель Алжира. Нападения флота Барбароссы на европейские суда и прибрежные города позволили ему скопить несметные богатства. Картина неизвестного художника XVI в. Лувр, Париж.

Пиратство появилось в глубокой древности с началом морской торговли. В античную эпоху главным его районом было Средиземное море. Борьбу с пиратством вел еще полулегендарный царь Крита Минос. В VI в. до н.э. в Эгейском море действовал флот тирана острова Самос Поликрата, состоявший из более сотни судов. Поликрат организовал первый отраженный в мировой истории морской рэкет: греки и финикийцы должны были платить ему дань, чтобы обезопасить свои суда и грузы. В I в. до н.э., особенно после того, как к пиратам-киликийцам (Киликия область на юге Малой Азии) попал тогда еще молодой патриций Юлий Цезарь, могущественный Рим по-настоящему взялся за искоренение пират]ства. По поручению сената этим делом занялся известный полководец и политический деятель Гней Помпей, получивший в свое распоряжение 500 судов и 15-тысячное войско. И ему-таки удалось выполнить эту миссию.

Из истории пиратства

Пиратство (от греч. peirate's грабитель, разбойник) в международном праве незаконный захват, ограбление или потопление торговых или гражданских судов, совершенное в открытом море частновладельческими или государственными судами. К пиратству приравнивается нападение во время войны кораблей, подводных лодок и военных самолетов на торговые суда нейтральных стран. Нормы международного права по борьбе с пиратством кодифицированы в виде Женевской конвенции об открытом море 1958 г., Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.и Конвенции по борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства 1988 г. Может быть применена и Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г.

Максаковский,доктор географических наук, профессор, зав. кафедрой экономической и социальной географии Московского педагогического государственного университета

Современное морское пиратство

Проблемные и отраслевые вопросы политической и социальной географии

Современное морское пиратство | Газета «География» 10/2010

Максаковский В. |

Комментариев нет:

Отправить комментарий